Центр
развития

г. Екатеринбург,
ул.Якутская, 10; +7(900)2-111-604
Запись: +7(953)386-78-78

Нейродиагностика

 

Нейропсихологическая диагностика — это исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений (состояния) высших психических функций (ВПФ) и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо-функционального состояния мозга в целом.
С помощью нейропсихологической диагностики можно определить:
- целостный синдром нарушений ВПФ, обусловленный поломкой (или особым состоянием) одного или нескольких мозговых факторов;
- особенности энергетических, операциональных и регуляторных составляющих психических процессов, а также различных уровней их реализации;
- преимущественную латерализацию патологического процесса;
- поврежденные и сохранные звенья психических функций;
- различные нарушения одной и той же психической функции при поражении разных участков мозга.
 
Другими словами нейродиагностика дает возможность понять, как мозг ребенка считывает и обрабатывает информацию, как функционирует правое и левое полушарие и связь между ними, насколько эти показатели соответствуют возрастной норме и насколько сложившиеся на данный момент мозговые связи могут обеспечить "на выходе" то, что мы хотим видеть у нашего ребенка в плане обучения, поведения, эмоций и состояния здоровья.
 
Нейропсихологическая диагностика ребенка проводится в присутствии родителей и длится порядка 1 час 20 минут ( иногда более), в зависимости от возраста ребенка и того, что  выявляется в процессе обследования. 
 
Нейропсихологическое обследование включает в себя:
 
1. Беседу с родителями в начале приема: запрос, сбор анамнеза, просмотр медицинской карты и выписок от специалистов, к которым уже обращались родители
2. Диагностика состояния ВПФ
3. Пошаговое разъяснение родителям результатов диагностики, перевод  "запроса" на нейропсихологческий язык - объяснение мозговых причин возникших у ребенка трудностей  и пути их преодоления,  ответы на вопросы
4. Рекомендации родителям по ведению ребенка с учетом выявленных показателей
5. Направление в случае необходимости к соответствующим специалистам, в том числе специалистам центра, но не только  (по желанию родителей)
6. Результаты  обследования подробно фиксируются в специальных диагностических протоколах. К ним можно вернуться по окончании коррекции для сравнения результатов "до" и "после" проведения коррекционного лечения. Эти протоколы хранятся несколько лет.
 
Дети, которые приходят сегодня на нейропсихологическое обследование - это дети с общей моторной неловкостью, с задержкой формирования мелкой моторики рук, часто со стёртой дизартрией, слишком подвижные (иногда стоит диагноз СДВГ). Когда они бегают, то «врезаются во все углы», часто падают. Это дети с наличием патологических содружественных движений (когда пишет и рисует, оживает не только язык, но и ноги, а иногда и всё тело – «ёрзает» на стуле). Часто родители жалуются на отсутствие внимания, памяти, заторможенность или наоборот расторможенность ребёнка.
 Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать. Если это школьник, - у него, кроме вышеописанного, трудности с письмом – «зеркально» пишет буквы, слишком часто делает «глупые» ошибки, пропускает буквы. Почерк может быть хуже всех в классе (буквы разного размера, строчки «прыгают»), в тетради грязь. Почерк ухудшается и улучшается так же, как и общая успешность в школе – по типу синусоиды: то всё на пике, то всё в «минусе». Память то очень хорошая, то очень плохая. Часто в нужное время не может вспомнить то, что надо, зато, когда не надо…
 
Задача нейропсихолога после проведения диагностики объяснить взрослому окружению, что особенности обучения и поведения связаны с закономерными процессами индивидуального развития. Дать четкие объяснения, каким образом например, позднее поднесение к груди, недолгое кормление, гипертонус или факт того, что ребенок не ползал, а сразу встал, повлияло на нынешнюю речь, письмо, чтение ребенка. Как и почему выявленные дефекты приводят к учебной и поведенческой несостоятельности.
 
Обратите внимание, если Ваш ребёнок:
- получил родовую травму;
- имел травмы головы;
- получил общий наркоз;
- мало ползал или не ползал совсем;
- часто болел, принимал антибиотики;
- имеет повышенный или пониженный тонус;
- родился с помощью кесарева сечения;
- имеет в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР.
Сейчас он:
- медлителен или излишне активен;
- плохо усваивает учебный материал;
- не сразу вас понимает, откликается не сразу;
- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- невнимателен, часто отвлекается; 
- быстро устаёт; часто плачет 
- имеет проблемы с памятью;
- пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- с трудом высиживает более 15 минут на одном месте;
- пишет, рисует левой рукой.
Нейродиагностика установит причину данных нарушений и совместно мы найдем способ помочь ребенкку!